Расстройства обучения у детей: советы родителям
Советы, как помочь детям с расстройствами обучения улучшить успеваемость в школе и повысить самооценку
Согласно статистике, расстройства обучения встречаются как минимум у 10% всех людей. В обществе существует множество мифов о данных расстройствах. Попробуем развеять эти мифы и выяснить, как помочь ребенку с расстройством улучшить успеваемость в школе и повысить самооценку.
Что такое расстройства обучения?
Не существует четкого и общепринятого определения расстройств обучения. Поскольку расстройства могут иметь разную природу, между представителями разных наук продолжаются споры о том, как их понимать. В результате сегодня насчитывается как минимум двенадцать определений расстройств.
Несмотря на разногласия, ученые сходятся в следующих выводах:
1. Расстройства обучения проявляются в низкой успеваемости ребенка в школе, при этом существует большая разница между потенциальным и реальным объемом знаний.
2. У таких детей неодинаково развиты разные сферы (языковая, физическая, учебная и восприятие).
3. Расстройства обучения не зависят от окружения ребенка или обстановки в школе.
4. Проблемы с обучением не вызваны задержками умственного или эмоционального развития.
Причины расстройств обучения
Причины расстройств обучения до конца не изучены. Однако ученые выделяют такие общие закономерности:
- Некоторые дети развиваются медленнее своих сверстников, что приводит к затруднениям в освоении школьной программы - это называется «задержка развития»;
- Некоторые дети с нормальным зрением и слухом могут неправильно интерпретировать зрительные и слуховые сигналы из-за нарушений нервной системы;
- Травмы, полученные до рождения и в раннем детстве, могут стать причиной проблем с обучением в дальнейшем;
- Дети, рожденные преждевременно или имевшие проблемы со здоровьем вскоре после рождения, иногда испытывают трудности с обучением;
- Расстройства обучения могут передаваться по наследству;
- Расстройства обучения чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек, предположительно из-за различий в скорости созревания.
Ранние признаки расстройств обучения
У детей с расстройствами обучения могут проявляться широкий спектр симптомов, включая проблемы со чтением, математикой, восприятием, письмом, устной речью или умственными способностями. Гиперактивность, невнимательность и сенсорные расстройства также могут быть связаны с этими проблемами.
Основной признак расстройств обучения – значительное различие между достижениями ребенка в определенных сферах и его общими умственными способностями. Проблемы обычно касаются пяти областей:
- Устная речь: задержки, расстройства и отклонения в слуховом восприятии и речи;
- Письменная речь: трудности с чтением и письмом;
- Арифметика: проблемы при выполнении арифметических операций или в понимании базовых понятий;
- Рассуждения: трудности с организацией и интеграцией мыслей;
- Память: трудности с запоминанием информации.
К симптомам также относятся:
- низкие результаты в групповых тестах;
- трудности с различением размеров, форм, цветов;
- трудности с восприятием времени;
- неправильное восприятие собственного тела;
- неправильный порядок звуков и букв при чтении и письме;
- неловкость в движениях;
- плохая зрительно-моторная координация;
- гиперактивность;
- трудности с копированием образцов;
- медлительность в выполнении задач;
- плохие организационные навыки;
- указания и инструкции сбивают ребенка с толку;
- трудности при абстрактных рассуждениях и решении задач;
- неорганизованное мышление;
- одержимость определенной темой или идеей;
- плохая краткосрочная или долгосрочная память;
- импульсивное поведение, необдуманные действия;
- неустойчивость к фрустрации;
- беспокойность во время сна;
- плохие отношения со сверстниками;
- чрезмерное возбуждение во время групповых игр;
- чрезмерная привязанность;
- задержки в развитии некоторых сфер (например, моторики, речи и др.);
- неадекватное поведение в разных ситуациях;
- неспособность предвидеть последствия своих действий;
- легковерие и подверженность влиянию сверстников;
- частые смены настроения;
- низкая адаптация к изменениям окружающей среды;
- легкая отвлекаемость и трудности с концентрацией внимания;
- проблемы с принятием решений;
- попеременное использование обеих рук;
- трудности в выполнении последовательных действий.
При попытке распознать у ребенка симптомы, стоит помнить, что:
- все симптомы не встречаются у одного человека;
- некоторые симптомы более распространены, чем другие;
- практически у каждого человека есть как минимум 2–3 симптома;
- количество симптомов не определяет тяжесть расстройства. Важнее учитывать, являются ли симптомы хроническими и в каких сочетаниях они проявляются.
Что делать родителям, если есть подозрение на расстройства обучения?
Родителям следует обратиться в школу, чтобы специалисты провели тестирование. Если тесты покажут, что ребенок нуждается в специальном обучении, учителя дадут рекомендации, где его можно получить.
Также стоит показать ребенка педиатру для полного медицинского осмотра, что поможет выявить проблемы со зрением или слухом, которые могут вызвать расстройства обучения.
Как расстройства обучения у ребенка влияют на родителей
Исследования показывают, что родители более остро реагируют на расстройства обучения, чем на другие особенности ребенка. Если родители о физическом или умственном задержках узнают в первые недели жизни ребенка, то расстройства обучения часто проявляются позже, что становится неожиданностью. Когда учителя сообщают родителям о проблеме, первой их реакцией часто является отрицание, особенно у отцов, которые реже сталкиваются с ежедневными фрустрациями ребенка.
Исследования американских психологов показывают, что родители переживают целый спектр эмоций, прежде чем примут ребенка и его проблему. Последовательность этих эмоций непредсказуема, и каждый родитель проходит их по-разному:
- Отрицание: «Ничего страшного не случилось», «У меня в детстве тоже так было», «Он перерастет»;
- Обвинение: «Ты обращаешься с ним как с маленьким», «Ты слишком многого от него ожидаешь», «Это он унаследовал от тебя»;
- Страх: «Может быть, настоящая проблема скрыта от меня?», «Можно ли это исправить, чтобы он смог нормально жить?»;
- Зависть: «Почему он не может быть таким же, как его сестра?»;
- Грусть: «Если бы не расстройство, он бы достиг больших успехов»;
- Торги: «Лучше подождать до следующего учебного года», «Если мы будем работать над этим, возможно, мы сможем решить проблему»;
- Злость: «Учитель ничего не понимает», «Я ненавижу эту школу»;
- Вина: «Моя мама была права: нужно было лучше заниматься с ребенком с раннего возраста»;
- Изоляция: «Никто не заботится о моем ребенке», «Мы с тобой остались вдвоем, никто нас не понимает»;
- Избегание: «Попробуем другой метод лечения – я читал, что он помогает», «Мы будем менять врачей до тех пор, пока не услышим, что это излечимо».
Различие в реакциях родителей может создавать дополнительные сложности в их общении.
Однако при правильной поддержке ребенок с расстройствами обучения может добиться значительного прогресса. Существуют примеры таких детей, ставших успешными юристами, менеджерами, врачами и другими специалистами. Сегодня, благодаря специальным образовательным программам, помощь детям с расстройствами становится проще.
Рекомендации для родителей
1. Уделяйте ребенку достаточно времени, выслушивайте его и пытайтесь понять, что он хочет вам сказать.
2. Обеспечьте ребенку достаточно физического контакта: обнимайте его, прикасайтесь к нему и т.д.
3. Поощряйте сильные стороны ребенка, его интересы и таланты, чтобы уравновесить недостатки.
4. Хвалите ребенка, улыбайтесь ему и дружелюбно похлопывайте по спине как можно чаще.
5. Принимайте ребенка таким, какой он есть, будьте реалистичны в ожиданиях и требованиях.
6. Поощряйте ребенка соблюдать общепринятые правила и распорядок дня, участвовать в семейных мероприятиях.
7. Если ребенок плохо себя ведет, объясните ему свое отношение к его поведению и предложите приемлемые модели поведения.
8. Помогайте ребенку исправлять ошибки, показывая на собственном примере.
9. Не придирайтесь к мелочам.
10. Давайте ребенку обязанности по дому в соответствии с его возрастом и способностями.
11. Как можно раньше давайте ребенку карманные деньги и учите его планировать траты.
12. Покупайте игрушки и игры, которые способствуют развитию, и играйте с ним в развивающие игры.
13. Читайте ребенку книги, которые ему нравятся, и обсуждайте прочитанное. Поощряйте его задавать вопросы.
14. Развивайте способность ребенка концентрироваться, убирая отвлекающие факторы (например, предоставляя ему отдельное место для учебы и игр).
15. Не зацикливайтесь на школьной программе. Главное, чтобы ребенок развивался в своем темпе. Поощряйте его за это.
16. Сводите ребенка в библиотеку и предложите ему выбрать интересную книгу.
17. Читайте книги вместе с ребенком.
18. Поощряйте ребенка читать, покупайте ему книги и обсуждайте прочитанное.
19. Помогайте ребенку развивать самооценку, объясняя, что важно превосходить самого себя, а не сверстников.
20. Поощряйте ребенка играть и общаться со сверстниками, помогать окружающим.
21. Показывайте хороший пример: делитесь интересами и мыслями с ребенком.
22. При необходимости консультируйтесь с специалистами. Это поможет лучше понять, что нужно ребенку для успешного обучения.